ЕГЭ по английскому для нынешних абитуриентов вещь не новая, но от этого едва ли более понятная и простая. Формат ЕГЭ известен, критерии оценки ясны, пробные тесты доступны, так в чем же сложность?
Единый Государственный Экзамен построен по принципу FCE (First Certificate in English) – экзамена, который сдают молодые люди из не англоговорящих стран, для того, чтобы подтвердить свое знание английского. В некоторых странах, например, в Греции, сдача FCE обязательна для всех выпускников средней школы. Таким образом FCE–финальная проверка знаний выпускника. По сути ученики готовятся к этому экзамену на протяжении всего времени обучения в школе, т.е. вся школьная программа в европейских школах построена таким образом, что учитываются требования выпускного экзамена и отрабатываются типовые задания FCE на протяжении всех лет обучения.
А как обстоит дело в российских школах? Программа языковой подготовки осталась прежней, а учителя вынуждены «на ходу» организовывать подготовку выпускников к ЕГЭ, в лучшем случае это происходит за год до экзамена. Неравнодушные педагоги организуют спецкурсы, включают задания из ЕГЭ в план урока, но все равно времени у них и у выпускников катастрофически мало. Иными словами, требования к знанинию языка к выпускникам теперь применяются европейские, а система их подготовки остается российской.
В таких условиях подготовка к ЕГЭ условно делится на 2 части: ознакомление с форматом ЕГЭ и повышение уровня знания языка до уровня Upper-intermediate или хотя бы Intermediate. Если ученик уже имеет достаточный уровень знаний, то необходимо просто ознакомиться с форматом ЕГЭ: отработать типовые задания, которые будут на экзамене, понять какие навыки и по каким критериям будут тестироваться, научиться правильно заполнять бланки ответов и распределять свое время на выполнение различных заданий. Например,особенно дотошный ученик может много времени потратить на выполение и перепроверку одной части экзамена и у него совершеннно не останется времени на другую. Такие случаи резко уменьшают возможность набрать нужное количество баллов даже у способных и подготовленных учеников.
Если говорить о необходимости знания критериев оценки экзамена, то здесь можно привести такой пример: ученик выполняет на экзамене задание на проверку письма–пишет письмо другу. Кроме полноты ответа, грамотности речи оцениваться будет также уместность стиля речи–делового или неформального. И если в данном письме ребенок употребит выражение «look forward to» ему снимут балл, т.к. он употребил выражение в деловом стиле, тогда как в письме другу уместен только неформальный стиль. Мелочь на первый взгляд, но именно из таких «мелочей» складывается оценка за ЕГЭ.
Таким образом, даже не каждый взрослый человек, сносно владеющий английским, способен написать ЕГЭ без специальной предварительной подготовки. А что уж говорить о ребенке.
Получается, что современные выпускники оказываются в сложной ситуации. С одной стороны, школьная система обучения языку не дала и не могла дать им адекватной подготовки к ЕГЭ. С другой стороны, сдавать экзамен придется очень многим, на сегодняшний день по крайней мере всем тем, кто выбрал факультет гуманитарной или социальной направленности.
Очевидно, что на то, чтобы вырастить поколение школьников, уверенно готовых к сдаче ЕГЭ, уйдет не один год: нужно перестроить школьную программу под требования ЕГЭ, переподготовить учителей, правильно и серьезно настроить на экзамен самих выпускников, наконец. А пока дело спасают лишь преподаватели-энтузиасты, которые осознают всю ложность стоящей перед ними задачи и полагаются только на свои силы и опыт, чтобы подготовить к экзамену своих учеников.