О тех, кому за: как учатся возрастные ученики?

обучение взрослых

Ко мне как к репетитору английского обращаются люди совершенно разных возрастов: самой юной моей скайп-ученице было 13 лет, а самому старшему — за 50. И это далеко не предел, английский можно начать учить и в более позднем возрасте и таких людей все больше. Как же учатся возрастные клиенты (здесь я имею в виду тех, кому за 50), какие у них особенности, что помогает, а что мешает им изучать язык?

Начнем с преимуществ:

Дисциплина. Возрастные ученики как правило вовремя делают домашнее задание, вовремя начинают урок, ценят мое и свое время.

Мотивация. Взрослые люди знают, чего хотят и зачем им это нужно. Язык нужен для работы, значит бросим все силы на изучение бизнес-лексики. Нужен английский для путешествий? Тоже задача ясна и вполне достижима.

Опыт обучения. Имея за плечами опыт обучения в вузах, на различных курсах и тренингах, возрастные ученики знают, как учиться. Они умеют пользоваться книгой и веб-ресурсами, не сомневаются в пользе домашних заданий, не удивляются, когда учеба оказывается чуть сложнее, чем они думали и не пасуют перед трудностями.

Стратегическое мышление. Взрослые мыслят на перспективу, требуют план обучения (а что будет через месяц, два, когда закончися учебник?) и это только помогает им в учебе.

Недостаток у возрастных клиентов, пожалуй, только один:

С возрастом постепенно снижаются когнитивные способности: сложнее что-то запомнить, чуть медленнее воспринимается новое. Хотя, и эти особенности зависят от человека, ведь работая над собой человек сохраняет гибкость мышления до старости.

Плюс еще осторожность, аккуратность, зачастую боязнь сделать ошибку. Иногда в английском нужно пожертвовать правильностью речи (как это ни парадоксально) ради беглости и не бояться ошибиться.

Изучение английского позволяет расширить горизонты: оказывается, порядок слов в предложении совсем не такой как в русском, предлоги могут полностью изменить смысл слов, а одно слово может иметь более 10 значений. Главное помнить, что возраст — не противопоказание для изучения языка, а даже наоборот.