Всем известно, что наука об обучении детей называется педагогикой. Но, наверное, многие, как и я еще совсем недавно, не знают, что существует специальная наука об обучении взрослых — андрогогика.
Почему-то до недавнего времени принято было считать, что обучать нужно только детей и подростков.
Окончил школу, а может быть, даже получил диплом о высшем образовании — и хватит. Добро пожаловать во взрослую жизнь, где принято не учиться, а работать. Такая жизненная философия постепенно уходит в прошлое.
Сейчас все чаще люди продолжают обучение и во взрослом возрасте. На то есть несколько причин.
Почему взрослые продолжают учиться?
1. Современный рынок труда постоянно меняется. От нас требуется непрерывно учиться новому. Социологи посчитали, что каждый год в мире появляется 300 новых и умирает 300 старых профессий. Люди уже больше не работают десятилетиями на одной должности и на одном предприятии. Да даже если и работают — время от времени им необходимо повысить квалификацию, мир меняется быстро.
2. Люди медленнее взрослеют. Сейчас уже никого не удивляют 30-летние успешные в своей профессии люди, которые не спешат заводить семью, а хотят реализоваться в профессии, учат иностранные языки и осваивают модные направления фитнеса.
Хорошо это или плохо, но возраст зрелости и старости постепенно сдвигается вверх. И это логично: в мире появилось так много знаний, что нам требуется гораздо больше времени, чем нашим родителям, чтобы ими вооружиться.
3. Люди осознают ценность образования. Кто владеет информацией — владеет миром, эта фраза актуальна как никогда.
Взрослые хотят учиться и в то же время учатся не по тем же законам, что и дети.
Как же учатся взрослые?
1. Ставят перед собой конкретные цели. Меня как учителя английского часто спрашивают сколько времени потребуется, чтобы добиться определенного результата, например, заговорить в путешествии или повысить уровень на одну ступень. И это правильно: конкретные цели мобилизируют.
2. Стремятся к самостоятельности и автономности. Учитель мотивирует, контролирует, корректирует и пополняет знания ученика, выступает как партнер по общению, например, когда нужно проработать навык устной речи. Но взрослый, в отличие от ребенка, будет продолжать учиться, даже когда учителя нет рядом. Просто он знает, для чего ему это нужно. Основоположники андрогогики заявляют, что взрослому принадлежит ведущая роль в обучении.
В паре учитель-ученик главным является именно ученик.
3. Учатся для жизни. Если взрослый человек чему-то учится, то он, как правило, планирует применить свои знания на практике. В случае с английским языком это означает свободно себя чувствовать в беседе с иностранцем, жить за границей или получить более высокооплачиваемую работу в будущем.
4. Обладают профессиональным и жизненным опытом, навыками и умениями, которые должны помогать им в обучении.
Мы, взрослые, знаем свои сильные и слабые стороны, знаем, например, что эффективнее учимся утром или, наоборот, вчером.
Мы можем и должны опираться на свой опыт, когда говорим на иностранном языке: всегда интереснее высказывать свою точку зрения, рассказывать о своей работе, своей семье, это позволяет разговориться и преодолеть языковой барьер.
5. На взрослых, к сожалению, влияют бытовые факторы: далеко ехать не хочется, времени нет, неделя заполнена всевозможными делами, а с семьей тоже хочется побыть. Обучение по скайпу, к слову, сводит негативное влияние бытовых факторов к минимуму.
В общем, если вам «уже за», а вы все еще сидите за партой, не беспокойтесь — вы абсолютно нормальный человек. Учиться — интересно, весело и полезно во всех отношениях, а как сделать этот процесс эффективным подскажет андрогогика.