Как поддерживать дисциплину в большом классе

большая группа

Побывала на семинаре преподавателя из Америки Джона Сильвера (John Silver). Говорили о межкультурных стереотипах, но больше всего восхищение вызвало то, как Джон организовал занятие. Сложность была в том, что на семинар пришло неожиданно много народа – около 60 человек разного возраста, разного уровня владения языком, преподаватели, студенты и просто интересующиеся английским.

По своему опыту преподавания знаю, что поддерживать дисциплину, а главное – сделать урок продуктивным и дать возможность каждому поработать, в большой группе очень сложно. Всегда найдется кто-то кто будет разговаривать с соседом, не отключит мобильный или просто не поймет, что надо делать. Напоминаю, что это была не лекция, а именно семинар: мы не столько слушали, сколько работали сами. Но Джону удалось сделать урок понятным, инструкции четкими и ясными и, самое поразительное, все (!) присутствующие работали, высказывались и говорили по английски.

Я кратко опишу несколько чисто дисциплинарных приемов, которыми пользовался Джон:

  1. Мы работали в группах. Группа, в отличие от целого класса, дает возможность каждому высказаться.
  2. Перед тем, как дать какое-то задание, Джон не забывал напомнить нам о соблюдении дисциплины : «Before you start doing this listen to me», «Please follow my instructions»
  3. После того, как задание сформулировано Джон просил нас повторить, что именно нужно делать. Например, в самом начале возникла проблема с аудиторией – нужно было перебраться в более просторный класс на другом этаже. После того, как Джон извинился за неудобства и обыяснил что делать, он переспросил: «So if you are a boy what do you do? Right, take your chair and go upstairs. If you are a girl what do you do? Right, you just go upstairs without a chair.»
  4. Во время самой работы Джон доброствестно мониторил все группы, отвечал на вопросы , поправлял и если нужно пресекал русскую речь и призывал говорить по-английски.
  5. После того, как все высказались Джон отметил, что мы «did a good job», похвалил нас. В конце концов элементарная вежливость и способность отметить плюсы – важная вещь в преподавании!

В итоге вышел отличный, хорошо спланированный по всем правилам classroom management урок. Ничего сверхъестественного, просто преподаватель хорошо знал методику своей работы и четко ее выполнял и в итоге, даже в экстримальных условиях (большое количество учеников) удалось провести хорошее занятие.