Почему в школе и вузе мы так мало запоминали на скучных лекциях, а интересные проекты и творческие задания помним всю жизнь? Почему дети всегда предпочтут посмотреть обучающий фильм вместо того, чтобы прочитать очередной параграф из учебника? Почему в память врезаются картинки, схемы и диаграммы, а прочитанный текст забывается через считанные минуты? Оказывается, наш мозг устроен так, что легче всего запоминает конкретную информацию, а абстрактную — сложнее.
Именно этот факт лег в основу пирамиды обучения, составленной в 1969 г известным американским педагогом Эдгаром Дэйлом.
Итак, из лекции человек усваивает только 5% информации. Даже самостоятельное чтение дает лучший эффект — 10% усвоенных знаний. Именно поэтому грамотно построенный урок английского так мало похож на обычную лекцию: преподаватель стремится говорить на уроке мало, давая возможность больше говорить ученикам и тем самым практиковать язык.
Объяснять новый материал, будь то лексика или грамматика, лучше всего с помощью визуального материала (диаграмм, картинок) — так запоминается 20 % материала. Еще лучший результат дает демонстрация видео или динамических изображений (например на сайте) — в этом случае ученик способен сразу запомнить 30% новой информации.
После этого новый материал необходимо отработать, например, обсудить в группе, задать свои вопросы — так запомниться уже 50% информации. Затем обязательна практика в виде устных и письменных упражнений, в ходе которых запоминается 75 % нового.
И, наконец, самый эффективный метод обучения, который позволяет полностью овладеть темой, новым знанием, языком — это объяснение материала кому-то другому. Уча других мы усваиваем 90 % информации. Именно поэтому учителя поощряют учеников общаться, чтобы те, кто усвоил тему хуже, стремились к большему, а те, кто понял материал лучше, учили отстающих и тем самым закрепляли свое знание надежно и навсегда.
Сюда же относится разработка учебных проектов, презентаций, работа над творческими заданиями, когда человек не только постигает тему сам, но и презентует знание другим.