Американский урок для российских учителей

урок

Сегодня я была на лекции «Innovative Approaches To Teaching English» («Инновационные подходы в преподавании английского») в Новосибирском американском уголке. Прежде всего хочется сказать о самом лекторе Майкле Либлере: он не только преподаватель (ведет семинары для учителей английского в разных странах) , но и профессор, поэт, автор нескольких поэтических сборников, и очень необычный (по крайней мере по российским меркам) человек.

Эксцентричный, яркий, громкоголосый, он стремился сделать все, чтобы вовлечь учеников ( в данном случае нас, преподавателей английского, которые пришли на его лекцию) в обучение: задавал каверзные вопросы, требовал feedback, пел (и хорошо), играл, менял голос, и даже встал на четвереньки, и попросил слушателя сесть ему на спину, чтобы продемонстрировать нам значение слова «to sag» («провисать»).

Собственно, это и было главной мыслью его лекции (если это представление можно назвать скучным слово «лекция»): «Connect your teaching with students’ real life, life in their reality, make it interesting». Для этого Либлер предлагал пользоваться всем, что может интересовать современного ученика: если это подросток – то слушайте рэп, смотрите Симпсонов, включите все эти части современной массовой культуры в урок! Учебный план учебным планом, от него никуда не уйти, да и уходить не нужно, но уделяйте время и тому, чтобы проводить параллели между реальной жизнью ученика и тем, что он делает на уроке. И даже когда профессору- поэту был задан вопрос о том, как говорить с учениками о поэзии, ответ его был прост : «Rap and classical literature are pieces of one big picture».

Подтвердил Либлер и мою уверенность в том, что Youtube может быть прекрасным подспорьем на уроке: бездна аутентичного, ежедневно обновляемого материала.

Либлера преподавателям английского, живут ли они в Бразилии, Израиле или Сибири. Мысль не новая и все же с лекции я ушла с сильным ощущением, что обычные школьные уроки действительно бесконечно далеки от реальных учеников и их интересов. Есть, конечно, свои плюсы и в жесткой академичности, фундаментальности, которыми всегда отличалось российское образование. И, тем не менее, нам есть чему учиться и у американских коллег: большей практической направленности уроков, ориентации на студента. А тогда, глядишь, урок станет интересным и для ученика и для самого учителя, а это ли не настоящий творческий процесс?